Регистрация on-line

Заполните форму приведенную ниже

Ваше ФИО

Ваш телефон

Ваш E-Mail

Ваша организация

Ваша должность

Откуда Вы узнали о Форуме?

Все поля (кроме комментария) обязательны для заполнения.

Схема проезда
г. Москва, ул. Большая Якиманка, 24
ФГУП "Президент - отель"
Тел./факс: +7 (495) 225-92-32
e-mail: info@infraforum.ru

(АРХИВ) Общероссийский форум «Инфраструктурные проекты России: сложные условия — новые возможности»

Общероссийский форум «Инфраструктурные проекты России 2010: сложные условия — новые возможности»

9 февраля 2010 года в Москве состоялся Общероссийский форум «Инфраструктурные проекты России: сложные условия – новые возможности», в рамках которого обсуждались вопросы реализации проектов по развитию инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства.

К участникам и гостям мероприятия с приветственным словом обратился Полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Николай Винниченко.

Также, с приветственном словом к делегатам Форума обратился мэр Москвы Юрий Лужков, в котором отмечалось, что осуществление крупных инфраструктурных проектов способствует повышению конкурентоспособности отечественной экономики и уровня жизни населения.

Тема государственно-частного партнерства (ГЧП) стала предметом выступлений и дискуссий в ходе пленарного заседания «Россия после кризиса: новая концепция инфраструктурного развития».

Инфраструктурные проекты эффективны как инструмент преодоления последствий кризиса, а, значит, возрастает необходимость новых форм взаимодействия государства и бизнеса, считает заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам, модератор Пленарного заседания Александр Коган. Докладчик рассказал о решениях, которые готовятся Правительством РФ для развития инфраструктурных проектов. Так, ожидается принятие постановления, предусматривающего предоставление строительному бизнесу кредитов и субсидирование ставок по ним, бесплатную передачу земельных участков под жилищное строительство, создание за счет бюджетных средств необходимой инженерной инфраструктуры. На эти цели предполагается выделить 253 млрд. рублей из средств Пенсионного фонда России. Также будут внесены поправки в закон «О концессиях» о гарантиях возврата инвестиций, введении долгосрочных тарифов и возможности комплексной аренды инфраструктурных объектов.

По словам директора Центра ГЧП Внешэкономбанка Александра Баженова, существенно тормозит реализацию инфраструктурных проектов в регионах консервативный подход к ГЧП, который не способствует привлечению частных инвестиций. В большинстве субъектов РФ требуется разработка законодательной базы для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства. Как подчеркнул Александр Баженов, одной из проблем является недостаток проектов, предлагаемых к финансированию. Причина в том, что ответственность за подготовку проекта лежит на органах региональной и муниципальной власти, но они зачастую не готовы к запуску крупномасштабных проектов ввиду как отсутствия необходимых знаний, так и обеспеченности финансовыми ресурсами. В целях поддержки инфраструктурного развития регионов Внешэкономбанк занимается в настоящий момент созданием сети региональных центров ГЧП.

Тем не менее, в некоторых субъектах РФ уже дан старт крупным инфраструктурным проектам с участием частного капитала. Так, заместитель полпреда Президента РФ в УрФО Александр Белецкийрассказал участникам Форума о подготовке к реализации мегапроекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» — одного из крупнейших инфраструктурных проектов России с объемом инвестиций 543,8 млрд. руб. Значительная часть этих средств будет привлечена из внебюджетных источников. Проект направлен на обеспечение отечественным сырьем предприятий Уральского федерального округа и повышение их конкурентоспособности. Его реализация позволит значительно улучшить транспортную инфраструктуру Урала и Западной Сибири, дать новый импульс развитию научно-технического потенциала и будет способствовать повышению уровня занятости населения: в общей сложности в рамках проекта планируется создать около 70 тысяч рабочих мест.

Руководитель подкомитета по ГЧП Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ Хафиз Салихов подчеркнул важность для модернизации экономики страны принятия закона о ГЧП, а также закона об инфраструктурных облигациях, с помощью которого можно решить проблемы финансирования капиталоемких проектов. По мнению Хафиза Салихова, инфраструктурные проекты, реализуемые на региональном и муниципальном уровне, могут сформировать массовый проектный рынок развития инфраструктуры в России.

Директор департамента инвестиционных проектов Министерства регионального развития РФ Денис Травин также обратил внимание участников Форума на возрастающую роль регионов в реализации инфраструктурных проектов. С 2010 года региональные инвестиционные проекты могут быть профинансированы за счет средств Инвестиционного фонда РФ, но проблема в нехватке денег. На 2010 год из Инвестфонда выделено всего 35,5 млрд. По мнению Дениса Травина, такое резкое сокращение финансирования инфраструктуры негативно сказывается на становлении ГЧП в стране: принятые государством обязательства не должны пересматриваться в одностороннем порядке, ущемляющем интересы частных инвесторов.

Президент Инфокоммуникационного Союза Александр Крупнов высказал мнение о том, что в 2010 году основным направлением развития телекоммуникационной инфраструктуры в России будет строительство операторами сетей 3G. В настоящее время строительство оптических сетей в нашей стране существенно отстает от мирового уровня, но возросший спрос на передачу больших объемов данных способствует постепенному решению этой проблемы. По словам Александра Крупнова, в целях более динамичного развития отечественной отрасли ИКТ желателен уход от жесткого государственного регулирования и создание благоприятного климата для привлечения международных инвестиций.

Также, в работе Форума приняли участие: заместитель председателя Комитета ГД РФ по охране здоровья Сергей Колесников, первый заместитель председателя Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике Галина Изотова, заместитель председателя Комитета ГД РФ по строительству и земельным отношениям Игорь Руденский, член Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Роберт Шлегель, Директор Департамента регулирования градостроительной деятельности Министерства регионального развития РФ Илья Пономарев, Директор Департамент транспортной политики и рыночной инфраструктуры Интеграционного Комитета ЕврАзЭС Сергей Трубаров, Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности Валерий Сергиенко, Председатель Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйстваАндрей Широков, Председатель Комитета ТПП РФ по качеству продукции Геннадий Воронин, заместитель председателя правления государственной компании «Российские автомобильные дороги»Сергей Кельбах, генеральный директор DB International GmbH г-н Мартин Бай и другие.

В рамках Форума состоялись круглые столы «Инфраструктурные проекты в транспортной отрасли – приоритет экономического развития», «Строительный капитал России: инновации, инфраструктура, инвестиции», «Информационные технологии и телекоммуникации: инфраструктурные решения», «Государственно-частное партнерство в здравоохранении», «Государственно-частное партнерство – основа посткризисного развития регионов».

Общероссийский Форум «Инфраструктурные проекты России: сложные условия – новые возможности» стал крупным и представительным региональным форумом: в его работе приняли участие руководители администраций 69 субъектов РФ.

В обсуждении вопросов государственно-частного партнерства и инфраструктурного развития приняли участие и представители федеральной власти: Минэкономразвития РФ, Министерства транспорта РФ, Министерство регионального развития РФ, МЧС РФ, Минприроды РФ, Минэнерго РФ, Минфина РФ. Организация тематических сессий Форума осуществлялась при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ, Национального агентства малоэтажного строительства, Инфокоммуникационного союза и других некоммерческих организаций.

Информационную поддержку Форуму оказали ИА «Интерфакс», РГРК «Голос России», «Свободная пресса», «РЖД-Партнер», «VIP-Premier». В освещении мероприятий Форума приняли участие более 100 представителей федеральных и региональных СМИ.

Участники мероприятия выработали ряд предложений к органам федеральной власти, направленных на решение проблем инфраструктурного строительства в России через совершенствование механизмов ГЧП. В частности в итоговый документ вошли такие предложения о разработке Концепции развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации, согласованную с планами стратегического развития страны на период до 2020 года, разработке пакета законопроектов, направленных на установление эффективного взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с частными инвесторами и бизнес-сообществом в рамках реализации проектов ГЧП и обеспечение выполнения обязательств участников проектов, внесении дополнений в проект Федерального закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций» и т.д.

Резолюция Форума с рекомендациями по активизации инфраструктурного развития и практического применения механизмов ГЧП будут представлены в федеральные органы исполнительной и законодательной власти России с целью совершенствования государственной политики в данной сфере.

ФОТОГАЛЛЕРЕЯ

 

Программа форума

08:30 – 10:00 - Регистрация делегатов и гостей Форума (Холл 2-го этажа)
10:00 – 10:15 - Торжественное открытие Форума (Зал «Киноконцертный»)
10:15 – 13:00 -

Пленарное заседание Общероссийского Форума «Россия после кризиса: новая концепция инфраструктурного развития»

13:00 – 14:00 -

Деловой обед для участников Форума и специальных гостей (ресторан «Якиманка» 2 этаж)

14:00 – 18:00 - Заседание отраслевых секций Форума:

  • «Инфраструктурные проекты в транспортной отрасли – приоритет экономического развития» (Зал «Синяя Гостиная» — 2 этаж)
  • «Строительный капитал России: инновации, инфраструктура, инвестиции» (Зал «Кулуар Гжели» — 2 этаж)
  • «Информационные технологии и телекоммуникации: инфраструктурные решения» (Зал «Санкт-Петербург» — 1 этаж)
  • «Государственно-частное партнерство в здравоохранении» (Зал «Московский» — 2 этаж)
  • «Государственно-частное партнерство — основа посткризискного развития регионов России» (Зал «Зеленая Гостиная» — 2 этаж)
18:30 – 21:00 - Торжественный прием от организаторов в честь участников Форума («Белый Зал» — 2 этаж)

КОНЦЕПЦИЯ

В условиях текущего мирового финансово-экономического кризиса одной из ключевых задач государства является не допустить падения экономической активности, роста безработицы, резкого снижения уровня жизни. Кроме этого, необходимо продолжать реализацию стратегических проектов, рассчитанных на годы вперед. Как показывает мировой опыт, эффективно решить обе задачи в сложный для экономики период возможно через стимулирование инфраструктурного развития: эта мера позволяет стабилизировать ситуацию и создать долгосрочные эффекты. Так, в США в рамках восстановления экономики после Великой депрессии 1933—1939 гг. было реализовано 44 тысячи инфраструктурных проектов по строительству дорог, дамб, мостов, сооружений. В масштабных работах были задействованы высвободившиеся трудовые ресурсы, что помогло американскому правительству сгладить негативные социальные последствия кризиса, а созданная в то время инфраструктура стала базой для последующего экономического прорыва и используется до сих пор. Не только в США, но и во многих других странах, в Германии, Англии именно во время кризиса происходило ускоренное создание инфраструктуры.

России недостаточное развитие и высокий физический износ объектов инфраструктурных отраслей в значительной степени ограничивает прогрессивные технологические и институциональные изменения в экономике. Производственная инфраструктура страны эксплуатируется ещё с советских времен, при этом крупные новые объекты за последние двадцать лет не вводились. Темпы выбытия мощностей во многих отраслях достигли критического уровня. Так, в транспортном комплексе износ основных фондов составляет 55–70%, выработали срок службы 14% газопроводов, износ магистральных нефтепроводов превышает 70%. Более 60% федеральных автомобильных дорог на сегодняшний день не соответствуют целому ряду нормативных эксплуатационных показателей, начиная от качества покрытия и заканчивая освещением. В бедственном положении находится электроэнергетическая инфраструктура, ЖКХ. Низок, по сравнению с развитыми странами мира, уровень обеспеченности населения России жильем, объектами социокультурного назначения и сферы услуг, автодорогами, аэропортами и т. д. Несбалансированность инфраструктурного обеспечения становится одним из следствий недопустимо большого разрыва между наиболее и наименее экономически развитыми регионами страны: по душевому региональному продукту — 60 раз, объему инвестиций на душу населения — 150 раз, уровню потребления — 30 раз, безработицы — 24 раза.

Главными причинами проблем с воспроизводством в инфраструктурных отраслях являются недостаток бюджетных средств, неготовность государства к передаче определенных имущественных прав бизнесу и высокие риски инвестирования в долгосрочные капиталоемкие объекты при отсутствии законодательных гарантий со стороны власти.

Согласно международному исследованию «Инфраструктура и развитие бизнеса», проведенному консалтинговой компанией KPMG International среди руководителей высшего звена из разных стран мира, большинство респондентов считают, что в связи с возрастающей ролью инфраструктуры, правительства стран должны активнее формировать партнерство с частными компаниями для финансирования и управления крупными проектами.

Для этого в зарубежной, а с недавних пор и в российской практике, используется такой институциональный и организационный формат взаимодействия между государством и бизнесом для реализации долгосрочных капиталоемких проектов, как государственно-частное партнерство (ГЧП).

Механизм ГЧП позволяет эффективно решить один из главных вопросов развития инфраструктуры — привлечение финансовых ресурсов. Огромная капиталоемкость инфраструктурных проектов ограничивает возможности государства по их финансированию. Применение механизмов ГЧП позволяет привлечь в проекты средства частных инвесторов и кредиты банков, в том числе международных: масштабные инфраструктурные проекты часто реализуются с участием ведущих мировых компаний и финансовых институтов. В России одна из задач активизации инфраструктурного развития заключается в ведении в кредитный оборот «длинных денег» — средств государственных и негосударственных пенсионных, социальных, страховых фондов, средств Инвестиционного фонда, что позволит преодолеть дефицит долгосрочных финансовых ресурсов в экономике страны, ускорить модернизацию и развитие инфраструктуры.

Кроме этого, большое значение для развития транспортной, дорожной и других видов инфраструктуры имеет состояние инфраструктуры финансового рынка, использование различных финансовых и инвестиционных инструментов для реализации проектов. Мощным аккумулятором средств частного капитала для целей инфраструктурного развития является новый для России инструмент фондового рынка — инфраструктурные облигации. Они получили широкое применение во многих странах мира — США, Австралии, Индии и других. В России инфраструктурные облигации эмитировались отдельными компаниями, в частности, ОАО «РЖД», и в сравнительно небольшом количестве. Для активизации этого процесса был разработан проект Федерального закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций», который в данный момент находится в стадии обсуждения и требует всесторонней оценки банковским сообществом.

Россия обладает огромными возможностями для реализации инфраструктурных проектов с привлечением российского и международного капитала на основе ГЧП в таких сферах, как автодорожное хозяйство, железные дороги, порты, аэропорты, магистральные трубопроводы, электроэнергетика, коммунальное хозяйство. Немаловажное значение имеет применение механизмов ГЧП для модернизации и развития российского здравоохранения как с точки зрения укрепления здоровья нации, повышения продолжительности жизни, так и для инновационного прорыва и рыночного успеха отечественных компаний в таких областях, как производство фармацевтической продукции, медицинского оборудования и техники, биотехнология.

Вместе с тем, существует ряд проблем становления партнерства государства и бизнеса в России. Наряду с правовым урегулированием отношений власти и бизнеса при реализации совместных проектов, это непроработанность механизмов функционирования концессий, отсутствие координирующего органа, нехватка в сфере государственного управления специалистов по ГЧП и концессиональным соглашениям, в частности.

Таким образом, системный подход к развитию механизмов ГЧП при реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов должен включать решение следующих задач:

  • Разработка концепции, принципов и механизмов реализации ГЧП;
  • Формирование институциональной, правовой и организационной базы;
  • Создание федерального органа, координирующего работу в сфере ГЧП;
  • Подготовка кадров в области концессий.

Мировой кризис значительно осложнил условия для экономической деятельности: с его началом были пересмотрены сроки реализации многих инфраструктурных проектов в России, предприятия электроэнергетики, коммунального хозяйства сократили бюджеты капитальных вложений, пересмотрели финансовые планы, связанные с обновлением инфраструктурных объектов, муниципальные образования. Почти в два раза был уменьшен Инвестиционный фонд РФ, что негативно отразилось на финансировании пяти из 21 крупнейших проектов, реализуемых на территории страны. Между тем, на запуск одного инфраструктурного проекта требуется несколько лет, прежде чем он начнет давать экономический эффект, поэтому необходимо продолжать и активизировать работу в этом направлении, не дожидаясь, пока ситуация достигнет критической точки.

Инфраструктурные проекты — это создание качественно новой инфраструктурной системы страны, основа для реализации программы антикризисных мер Правительства РФ и перехода России на инновационный путь развития. Результатами инфраструктурных преобразований должны стать смена сценария развития российской экономики с сырьевого на инновационный, повышение энергоэффективности экономики, активное использование транзитного потенциала страны, привлечение в инфраструктурные проекты частных инвестиций, в том числе, на принципах ГЧП, создание новых рабочих мест, обеспечение доступности для населения современных медицинских услуг и препаратов.

Kомплексная работа в сфере развития инфраструктуры может быть эффективно реализована только в тесном взаимодействии власти и бизнеса в формате ГЧП, научных, экспертных организаций, инвесторов, ведущих международных финансовых институтов. Особую ценность в этом диалоге имеет опыт и мнение практических специалистов, руководителей предприятий, финансовых организаций.

С учетом стратегической важности вопроса инфраструктурного развития для экономического будущего России было принято решение вынести вопросы реализации инфраструктурных проектов в формате ГЧП на повестку дня Общероссийского Форума «Инфраструктурные проекты России: сложные условия — новые возможности».

Цель мероприятия — выработать предложения к федеральным органам власти по взаимодействию государства и бизнеса в рамках реализации инфраструктурных проектов как одного из эффективных инструментов преодоления последствий мирового кризиса, а также продемонстрировать инфраструктурные проекты, способствующие повышению инвестиционного потенциала России.

Пленарное заседание Общероссийского Форума пройдет в формате панельной дискуссии на тему «Государственно-частное партнерство при реализации инфраструктурных проектов».

В рамках мероприятия состоятся следующие рабочие сессии:

  • Государственно-частное партнерство — основа посткризискного развития регионов России;
  • Инфраструктурные проекты в транспортной отрасли — приоритет российской экономики;
  • Строительный капитал и ЖКХ России: инновации, инфраструктура, инвестиции;
  • Информационные технологии и телекоммуникации: инфраструктурные решения;
  • Государственно-частное партнерство в здравоохранении: механизмы реализации;

К работе в Общероссийском Форуме «Инфраструктурные проекты России: сложные условия — новые возможности» приглашены представители Администрации Президента РФ, профильных министерств и ведомств Правительства РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, руководители финансовых институтов и ведущих предприятий, представители экспертного сообщества, научных кругов, общественных организаций, СМИ.
Сформированные участниками мероприятия предложения и рекомендации по вопросам активизации инфраструктурного развития и практического применения механизмов ГЧП будут представлены в Администрацию Президента РФ, федеральные органы исполнительной и законодательной власти России с целью совершенствования государственной политики в данной сфере.

 Информационные партнёры

События Форума

8 ноября 2017 IX Общероссийский Форум «Инфраструктурные проекты России»
21 декабря 2016 В Москве прошел VIII Общероссийский Форум «Инфраструктурные проекты России».
15 октября 2016 21 декабря 2016 года в Москве состоится VIII Общероссийский Форум «Инфраструктурные проекты России».
Предыдущие события

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.